Визуальные заметки: как запомнить любую информацию

1 Августа 2017

Если на серьезной лекции взрослый человек рядом с вами внезапно начал рисовать в блокноте каких-то забавных человечков, не удивляйтесь – он не заскучал и не впал в детство. Скорее всего, он делает визуальные заметки. Визуальные заметки или скетчноутинг – сравнительно новый метод фиксации информации, который стремительно набирает популярность. На своём мастер-классе по скетчноутингу в книжном магазине «Перемен» Валерия Мерзлякова рассказала, как зарисовывать любую информацию, даже если совсем не умеешь рисовать.

Валерия уже давно занимается визуальными заметками: делает конспекты лекций, рисует заметки по книгам, фильмам, выступлениям, дальнейшим планам и посещениям музеев. Также Валерия занимается скрайбингом – записью синхронного выступления на большом плакате на публику. Это и есть основное отличие скрайбинга от скетчноутинга: визуальные заметки делаются только для себя, в блокноте или скетчбуке.

Популярность визуальных заметок объяснить просто: нас окружает такое большое количество информации, что сознание ставит перед ней барьеры. Дело в том, что человек не мыслит словами: в мозге нет такого центра, который напрямую бы обрабатывал слова и запоминал полученную информацию. Это делается при помощи образов. Поэтому при выполнении визуальных заметок информация обрабатывается намного быстрее.

Исследования показали: при зарисовывании происходящего – события, лекции, книги, фильма, запоминается на 29% больше информации. После этого можно даже выбросить изрисованный листок – полученным знаниям это никак не повредит.

Визуальные заметки лучше рисовать линерами, маркерами, фломастерами - чем угодно, кроме карандаша. Дело в том, что нарисованное карандашом воспринимается по-другому: всегда можно всё стереть и переделать. Это совсем другой жанр. А визуальные заметки - лёгкий способ быстро что-то запомнить.

Часто люди, которые говорят, что не умеют рисовать, лучше делают визуальные заметки, чем те, кто имеет художественное образование. Слишком быстро приходится рисовать, слишком многое приходится упрощать, и те, кто действительно увлекается рисунком, особенно академическим, не останавливаются на простом изображении. А его достаточно:  мозг автоматически связывает узнаваемые черты. Не стоит включаться в прорисовку деталей, они отвлекают от главного.

Основные фигуры

Все изображаемые образы можно получить из основного набора фигур - это треугольник, круг, квадрат, линия и точка. Эти фигуры можно как угодно видоизменять и комбинировать друг с другом: вытягивать, растягивать, уменьшать и увеличивать.

При рисовании визуальных заметок достаточно только тех элементов, которые сделают нарисованный предмет самим собой. Если один из них можно убрать, то он не нужен. Например, что делает яблоко яблоком? Плодоножка, хвостик, форма. Пририсованный червячок придаст ему другое значение: сделает яблоко червивым и несъедобным.

Полезно использовать пиктограммы, которые также отображают важнейшие узнаваемые черты объекта. Можно придумывать их самим, либо брать из библиотеки.

Несколько советов:

· Создавайте библиотеку образов. Чем больше фиксируются в скетчбуке полезные понятия, тем легче их будет потом подбирать. Не нужно будет задумываться о том, как нарисовать что-то.

· Дата и тема – те моменты, которые в первую очередь привлекают внимание при пролистывании скетчбука. Взгляд  по листу движется сверху вниз, поэтому размещайте их в верхней его части.

· Лучше отказаться от нумерации, если это не последовательность действий. Мозг считает – то, что первое, самое важное, а второе – уже менее. Таким образом, идеи ранжируются внутри списка. Чтобы мозг не начинал этим заниматься, лучше делать списки с буллитами, маркерами (черточки, кружочки, цветочки, в зависимости от стиля).

Основные инструменты для того, чтобы разделить или связать информацию: стрелки, рамки и контейнеры.

Стрелки

Стрелки используются для упорядочивания и соединения информации, помогают понять направление движения мысли.

Стрелки бывают трёх типов:

1) Простые стрелки: показывают причинно-следственную связь между разными объектами;

2) Толстые стрелки: могут также служить контейнером для текста;

3) Вариации и фантазийные стрелки: имеют различные украшения и декорирование.

Чем жестче связана друг с другом информация, тем стрелка будет толще.

Рамки

Текст в рамке привлекает внимание. Если она толстая, жирная, с большим количеством фигурных элементов, то взгляд сразу фокусируется на написанном в ней. Чем проще рамка, тем больше внимание сосредотачивается на самом контенте. Иногда рамкой служит и какой-нибудь объект: облачко, книжка, лента, дощечка.

Для разделения информации формируются разные блоки, отделённые друг от друга рамкой или линией. Это значительно облегчает восприятие.

Совет: чтобы прямая получилась действительно прямой, при её изображении лучше использовать движение не от кисти, а от локтя. При рисовании для аудитории на флипчарте  движение должно идти от плеча. Ещё линию можно разрывать, добавляя дополнительные элементы.

Шрифты

Текст в визуальных заметках пишется печатными буквами, так как они легче читаются. Также можно стилизовать шрифты в зависимости от темы заметки.

Написанное толстым шрифтом воспринимается, как самое важное, поэтому толщина заголовка - 100 %.

Толщина подзаголовка чуть меньше – 80 %.

Основной текст пишется печатными буквами, толщиной менее 50 %.

Тренироваться в написании печатного шрифта можно, выписывая панграммы - фразы, в которых содержатся все буквы русского алфавита. Например: «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю». Для более ровного письма можно использовать листы в клетку: главное, чтобы текст был понятен. Вы овладеете этим навыком, когда поймете, что пишете печатными буквами быстрее, чем прописью.

Структура

Зачастую неизвестно, сколько будет говорить спикер. Чтобы лист заполнился полностью, и не осталось пустых пространств, подойдёт схема записи, в которой каждая мысль помещается в новый информационный контейнер.

Лекция может зарисовываться по траектории: выбирается направление, по которому пойдет мысль спикера и записывается за ним.

Если структура повествования изначально непонятна, подойдет лучеобразная модель: в центр зарисовывается спикер и название лекции, а каждая новая мысль сопровождается отходящей от центра стрелочкой.

Если структура лекции известна (например, спикер делает доклады на ежедневных планёрках), можно расположить блоки информации горизонтально или вертикально. Можно выкладывать их по спирали, если действие имеет развитие, или по кругу, если описывается некий цикл.

Все эти варианты можно сочетать друг с другом - например, один из модулей построить по кругу или сделать лучеобразным. Всё зависит от рассказа спикера. Если в процессе появляются какие-то мысли и идеи, то можно разметить их в отдельные контейнеры.

Со временем мозг привыкает к определённому размеру бумаги и компонует количество информации, зарисованное в единицу времени. Но никто не запрещает перевернуть страницу и писать на следующей. Важно, чтобы заметка зафиксировалась механически, а глаза запомнили полученный образ.

Практика

Мы знаем, что делать и понимаем, как нужно рисовать. Навык приходит с практикой, просто нужно разрешить себе это делать.

Поработайте с листом и научитесь его заполнять - так станет понятно, какой масштаб необходим. Проще практиковаться с тем, что уже переработано в голове, а не происходит в настоящий момент: делать заметки по прочитанной книге, просмотренному фильму или прослушанной лекции. Здесь легче представить количество блоков информации. После этого можно начать работать с синхронами, но делать их не по видео, а по живым выступлениям. Бросая себе вызов и понимая, что этот формат неповторим, можно гораздо быстрее достичь результатов. Не так важно, какими получаются заметки на первых этапах. Важно научиться делать их быстро.

Не старайтесь писать всю информацию, которую говорит спикер. При выполнении визуальных заметок объем кратковременной памяти будет увеличиваться. Буквально через десять живых синхронов, мозг начнёт по-другому усваивать информацию и выделять из неё главное. Объем усваиваемой информации станет больше.

Чем больше практики, тем легче мозгу будет с этим жить и вдохновляться. Есть под рукой шариковая ручка – берите и рисуйте. Всё, что видите, всё, что слышите.

Где искать вдохновение

- Майк Роуди «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу» - базовая книга о том, как начать делать визуальные заметки. Она содержит важные вдохновляющие примеры того, как разные люди используют скетноутинг для разных целей.

-    Майк Роуди «Визуальные заметки на практике. Продвинутые техники визуальных заметок».

-     М. Кутузова, П. Петровский, Н. Любецкий «Скрайбинг. Объяснить просто» - книга о том, как рисовать для публики. Это хорошо скомпилированный российский опыт с массой лайфхаков.

-  Ли ЛеФевер «Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова». Эта книга не о визуальных заметках, но поможет правильно структурировать идеи.

-     фотохостинг pinterest.com,

-     портал commoncraft.com,

-     instagram.com/scribe_nsk –  сообщество новосибирских скрайберов, куда добавляются работы и истории с мероприятий.



Текст: Надежда Уколова

Фото: Полина Тарасова