«Андерсен. Сказки для взрослых»

25 Января 2019

В конце прошлого года театр «Понедельник Выходной» представил камерный спектакль «Андерсен. Сказки для взрослых». Рассказываем, что нового можно узнать о жизни датского сказочника, и зачем взрослым людям слушать волшебные истории.

В детстве всё воспринимается иначе. Самые кровавые злодеяния сказочных героев в куцых описаниях выглядят простыми и естественными – ну съела ведьма чьё-то сердце, ну отрубили кому-то голову. Подумаешь. Лишь став старше, мы всё чаще различаем новые посылы, проводим аллюзии, переосмысливаем логику героев.

03648aoumV0.jpg

В этом ключе сказки Ганса Христиана Андерсена нужно читать дважды – сам автор в своё время говорил, что сочиняет их для взрослых. Режиссёр театра «Понедельник Выходной», Сергей Дроздов, рассказал, что история Андерсена привлекла его способностью автора откровенно вписать в, казалось бы, детскую форму совсем недетские проблемы: «Взрослым сказки более необходимы, чем детям. Дети умеют сочинять и видеть собственные необычные вещи, а взрослые давно отучились, им эти миры нужнее. Наши Тени и наши тёмные стороны сидят в нас, мы не готовы с ними жить и работать. А надо с этим мириться, договариваться, выпускать (или не выпускать). Андерсен договаривается со своими чудовищами и это выливается в творчество. Он научился с ними жить. Иначе, возможно, сошёл бы с ума или стал каким-нибудь убийцей».

Андерсен очень расстраивался, когда его истории называли детскими сказочками. «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка» и «Дикие лебеди» растут вместе с нами, становясь глубже и многослойнее. В «Сказках для взрослых» сам писатель, в исполнении Владимира Швальбе, рассказывает нам историю своей жизни: о небогатых родителях, о желании стать актёром, о путешествиях и безумной любви. Обстановка сцены лаконичная: стол, стул, горящая свеча и огромное зеркало. В рассказ Андерсена плавно вплетаются сказки, призрачными силуэтами проявляясь за зеркалом и исчезая во мраке. Иногда они просто дополняют истории, а иногда – взаимодействуют со сказочником. Все образы – женские.

«Это такая психологическая штука, - пояснил режиссёр. – Во всех творческих личностях преобладает противоположное начало: в мужских – женское, а в женских – мужское. Мать для Андерсена была неким идолом. И все образы за зеркалом – это его «я», но иные».

yQJi3BtWU6k.jpg

Принцип двойного зеркала – довольно известная вещь. Изначально планировалось только транслировать оттуда сказочных героев. Идея совмещать персонажей за зеркалом с происходящим на сцене возникла позже, во время репетиций.

Когда Андерсен начинает рассказывать сказки – становится действительно жутко.  Атмосфера нагнетается, становится тягучей, как тесто, вязнущее в болоте. Доходит до пика, щекотливо щёлкает по нервам, а потом спадает, успокаивается до следующей сказки. И, слыша знакомую историю, пытаешься вспомнить: «А что же в ней было страшного? Что напугает на этот раз?» И оно пугает. И хочется ещё.

«Сказок могло бы быть больше, - поделился Сергей Дроздов. - Так вышло, так вывел нас Андерсен. Мы больше работали над его биографией, нежели сказками. Естественно, все его сказки, так или иначе, перекликаются с его жизнью и восприятием. Но эти сказки сами притянулись. Если бы у нас было больше времени, было бы больше биографии и сказок».

Андерсен получился мрачным, нервным, рефлексирующим, по-своему безумным. Он больше похож на Достоевского, чем на носатого сказочника, которого мы привыкли видеть на портретах в детских книгах. Зато он – настоящий, до боли в груди и мурашек по коже.

EnKS7rbzRAE.jpg

«Изначально я не думал о том, кто будет в главной роли, - рассказал Сергей Дроздов. - Мы с Володей [Владимиром Швальбе] много работали над текстом в паре, и он проявил неподдельный интерес к личности Андерсена. А если артисту становится интересна какая-то тема, он будет в неё вгрызаться. Если история в нём откликается, значит, в нём это есть. Вот так он самоопределился».

Тема любви сквозит через всю истории жизни Ганса Христиана Андерсена, хоть и не выносится на первый план. Оперная певица Дженни Линд, которую называли «шведским соловьём». Любовь всей его жизни – соседская девушка Риборг Войт, письма которой писатель хранил в нашейном мешочке до самой смерти. Чувства сказочника отразились в его историях, а мы, в свою очередь, ищем в них отражения самих себя.

Ещё раз о любви «Понедельник Выходной» расскажет совсем скоро: 14 февраля пройдёт читка, на которой великие исторические личности поведают об этом всепоглощающем чувстве. Вероятно, какие-то из этих историй станут основой для будущих постановок.

Текст: Надежда Уколова

Фото: архив театра «Понедельник Выходной»